Лого

'Легенды и мифы Древней Дельты'

(9 -16 июня 2012 г. ), база Московская, авт. А.Май & С.Карпуша

Москва - великолепный город, если бывать в нём наездами из Майами или, по крайней мере, иметь возможность спонтанно бросить всё и уехать на Нижнюю Волгу: Именно так мы, я - Андрей Май и мой старинный друг и напарник Сергей Карпуша, и поступили... Главной целью нашей экспедиции в этот раз являлся сбор этнографических материалов о Дельте и дельтянах: обычаи, мифы, легенды, приметы, тосты...

9 июня 2012г
Карпуша ехал поездом и уже в 7.00 был в Астрахани, я же прилетел самолетом гораздо позднее. В 14.00 мы наконец-то встретились на «Московской» и крепко обнялись – здравствуй, брат! Небольшие сборы – и в 17.00 на воду….
Мой первый выход на лодочный пирс не остался незамеченным…. Кстати, эти белые одноразовые комбезы «Каспер» из «Спецодежды» за 109 рублей – та ещё штучка!

А это Егерь - Анатолий Николаевич Мельников, наш главный проводник по волжским просторам и этнографии Дельты…

Вид Дельты на пике половодья меня поразил – я просто не узнавал знакомых мест! Мошка была, но немного, и с ней вполне справлялся элементарный накомарник. По быстрому отловили окуней на копчушку и вернулись на базу.

За ужином узнали, что две семейные пары накануне отлично отловились по щуке на раскатах. Значит план на завтра есть!
Из записной книжки этнографа: Где-то уже ближе к вечеру Егерю позвонили из Камызяка и сообщили: «Белые в городе!». К сожалению, за недостатком времени мы так и не выяснили, о чём собственно говоря шла речь: о предвестниках конца света, пришельцах или дурных москалях....? Ясно одно: мы прикоснулись к рождению новой легенды Дельты….

10 июня 2012г
Рано утром тремя лодками полетели на раскаты. Места, а там я ни разу до этого не был, просто изумительные! Мощный глубокие жилки с сильным течением, камышовые острова, поля лотоса, черная вода – мечта подвоха... Всё отлично, за исключением отсутствия щуки – десяток товарных штук на лодку я результатом в таком месте не считаю….

Жара стояла очень приличная, поэтому небольшое купание в кристально чистой и теплой воде было совсем не лишним…

Из записной книжки этнографа: На обратном пути видели табун лошадей…. Заметив наш интерес, Егерь с хитрой усмешкой сказал: «У местных есть одна интересная поговорка: если б я имел коня, был бы я доволен, если б конь имел меня, было б очень больно!».

Всего две фразы, а какой простор мыслей для будущих исследователей!

11 июня 2012г
С утра решили пойти за жерехом, сменили несколько мест и наконец-то вот он, первый красавец….

Клев был активный, однако размер от 1000 до 1500 несколько настораживал. Но, как известно, упорство и труд всё перетрут: ближе к вечеру мы взяли четыре бонусных экземпляра, достойных помещения в сумку-холодильник…

Для ловли использовали вот такой набор блесен и воблеров…

Из записной книжки этнографа: Говорили с Карпушей о волжской мошкаре и её лютости…. По этому поводу Егерь высказал мнение, что главный враг рыбака в Дельте, да и не только здесь, не мошкара и комары, а «денежная моль», в просторечии именуемая «баба»… Кстати, Карпуша со слов Егеря сделал компьютерную реконструкцию объекта, именуемого «баба»…

И с этими извращенцами я провожу целые дни в одной лодке!

12 июня 2012г
Приняли решение закрепить результаты по жереху, тем более, что мы с Карпушей невероятно любим ловить эту замечательную рыбу. Однако полноводная Дельта преподнесла нам очередной сюрприз – на проверенные места в массовом количестве вышел сом, который своими мощными ударами разогнал всего жереха!
С большим трудом взяли два бонусных экземпляра – хороший итог по-настоящему трудовой рыбалки!

Из записной книжки этнографа: Сегодня Егерь с лукавым блеском в глазах сказал: «Народная мудрость гласит: если турист по-настоящему хочет поймать рыбу, то любой, даже самый опытный егерь, бессилен ему в этом помешать!». Да, господа хорошие, именно так и устроена тайная жизнь Дельты!

13 июня 2012г
Сегодня был типичный день, поэтому, простите, я опишу его более детально. Подъём в 04.30….

В 5.00 подготовленная лодка уже ждет нас пирсе. По дороге на раскаты (мы вновь решили попытать здесь счастье!) небольшой завтрак, предусмотрительно подготовленный для нас поваром базы….

Ловим щуку, снова ловим щуку, опять ловим щуку, продолжаем ловить щуку… Но ловиться она, честно говоря, по трудовому!

Снова перекусываем, чем Бог послал и купаться….

При этом мне иногда удается совместить приятное с очень приятным…

В 12.00 мы уже на базе, где, не заходя в номер, сразу идем в ресторан. А нас здесь уже ждут… Вернее сказать ждёт….. пиво!

Узнав футбольные и прочие новости, направляемся в номер: душ, смена одежды и вперед – на обед! После обеда снова в номер под кондиционер. Легкий полуденный сон до 16.30 ….

В 17.00 мы снова на воде. Ловим рыбу…

Наблюдаем животный мир Дельты…

А какие здесь встречаются удивительные растения!

В 20.00 мы возвращаемся на базу под кондиционер: душ, ужин, просмотр футбола или фильма, сон…

Из записной книжки этнографа: Сегодня, когда мы были в одном из самых заповедных мест Дельты, я стал расспрашивать Егеря о местном обычае плевать на рыбу, пойманную в июне…. «Это миф! – отрезал он. – Другое дело, что в июне такая страшная рыба из подземных реликтовых озёр на нерест прёт, что мы и купаться-то боимся!». Довольно скоро мы смогли убедиться в правоте его слов…

А уж какую рыбу местные ловят этими сетями, я даже не стал и спрашивать!

14 июня 2012г
С утра ловили окуньков, которых в жареном виде сильно уважает жена Карпуши. Ловили удачно. Карпуша был доволен, тем более, что всю рыбу на базе за вполне вменяемую плату чистит специальный работник (спасибо, Илья!)…

В прилове было несколько щучек…

Вода стала активно уходить, поэтому вечером пошли на ближайший к базе вытек…

А там шёл настоящий пир! Рыба ловилась не очень крупная, зато очень разнообразная: судак, жерех, сом, чехонь, окунь…И много!!!

Из записной книжки этнографа: Сегодня обсуждали с Егерем вопрос о самых популярных старинных тостах Дельты… «Наверное, - улыбнулся Егерь, - тост такой: «Я хочу выпить… Вот в общем-то и всё, что я хочу!». А уж если начистоту, то древние дельтяне водку только для запаха пили, а дури им своей хватало!».
Позднее за ужином (по опыту древних!) мы решили с Карпушей найти грань между запахом алкоголя и дурью… Уж мы медитировали – медитировали…!
Кое-что из увиденного (непознанного!) я даже чудом смог сфотографировать ….

15 июня 2012г
С утра полетели на давешний вытек и получили полный облом: клевал только мелкий окунёк! Причина объяснялась довольно просто: вчера скатывался крупный малек сазана (все пасти рыбы были им полны!), а сегодня – едва видимая мелочь.
Покатались по другим вытекам – результат аналогичный!
Зато поздно вечером мы увидели, как целый берег реки заработал как единый вытек: окуни начали настоящий жор, да и другая крупная рыба, судя по всплескам, тоже начала себя проявлять… Вот когда надо было приезжать! Но кто знал, что пик половодья так затянется!
Хотя, по мне, трудовая рыбалка, это даже лучше! И так рыбы набили, фиг довезешь!
Из записной книжки этнографа: Сегодня днем, выйдя из лодки на берег, я обнаружил странный полуистлевший предмет… Его компьютерная реконструкция показала, что он – точная копия артефакта, известного специалистам, как «Серьга» «Бронзовой собаки» (10 век до н.э, скульптура найдена при раскопках на о. Манхэттен (США) в 1900 г., коллекция «The Metropolitan Museum of Art»)! Сообщили о находке друзьям-этнографам из США…

Так вот где ваша историческая родина, древние люди Дельты! Привет вам, гордые потомки Чингачгука – Большого Змея!

16 июня 2012г
Утром мы собрались и к 13.35 отправились в Астрахань на вокзал. Но, видимо, мы слишком глубоко погрузились в тайны Дельты и она решила нам отомстить: наш 9 (девятый!) вагон, единственный из всего состава, не имел кондиционера!
Остальную дорогу описывать не буду: жара, кошмар, пот, мошка и слезы!
Поздно вечером я, уже находясь практически в коме, получил на пейджер такую депешу: «Правительство США признало население Дельты коренным народом Северной Америки. Каждому жителю гарантируется 250000 долларов для переезда на историческую родину. За выдающееся открытие А.Маю и С.Карпуше присваиваются звания Героев Америки.»

Большое спасибо всем, кто своим присутствием, трудом, заботой и вниманием украсил нашу экспедицию! Отдельная благодарность нашему постоянному IT-соавтору Игорю ID! До свидания в сентябре, «Московская»!

Всегда Ваши, рядовые бойцы Великой Армии Рыболовов,
скромные Герои Северных Американских Штатов,
А. Май & С.Карпуша
Москва, июнь 2012 года
RSS ©2024 Игорь Девятко (ID)